Биоакустическая коррекция головного мозга
19.01.2017

Слуховая терапия Томатис

Приблизительно 40 лет назад французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал некоторые удивительные открытия, которые послужили толчком к развитию метода Томатиса. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». 

Метод Томатиса помог тысячам детей, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность. 

За эти годы, доктор Томатис развивал довольно сложную теорию, которая основана на взаимодействии слухового восприятия с голосом.  Значительное число научных разработок и практических исследований подтверждают эффективность этого метода. 

Когда мы думаем о наших ушах, мы обычно сосредотачиваемся на процессе слушания. Это, конечно, наиболее очевидная функция, но кроме слушания, ухо выполняет ещё несколько важных функций.  Одна из самых важных функций уха – вестибулярная, которая принимает участие в управлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом и мускулами наших глаз. Благодаря ей, мы способны ориентироваться в окружающем пространстве, кроме того, дети,  которые имеют вестибулярные проблемы, часто испытывают трудности при передаче сенсорной информации. Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества. Большинство детей или взрослых с хорошим музыкальным слухом получает множество «звуковой энергии » и редко испытывает недостаток сил или чувство депрессии. Гиперактивные дети, которые постоянно двигаются, могут «зарядить» свой мозг через вестибулярные действия. Люди, чей мозг достаточно не «заряжен», вероятно, могут оказаться не готовы к тем проблемам, которые ставит перед ними наше, стремительно развивающееся общество. 

Цель  Томатис- терапии состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию.

Дети с плохим слухом часто имеют проблемы с обучением и обладают монотонными, плоскими, а иногда и резкими голосами. Резкий голос, например, указывает на неспособность анализировать высокие созвучия и на доминирование левого уха. Улучшая слуховые способности и развивая правое ухо ребёнка, можно заметить, как его голос начинает воспроизводить богатый диапазон созвучий, и становится точным, размеренным и быстрым в ответах. 

Программа слушания 

Обучение слушанию проводится с помощью использования звукового воздействия, которое генерируется при помощи специального электронного устройства. Чтобы изменить функцию слушания, интенсивное вмешательство требуется с самого начала. Первые 15 дней используется звуковая стимуляция, продолжительностью два часа в день. Последующие блоки обычно короче и проводятся с перерывом в один или два месяца. Активная работа с микрофоном применяется для того, чтобы помочь ребенку или взрослому научиться слушать свой собственный голос.

Это действительно работает? 

Метод Томатиса прошел множество испытаний.Центр Томатиса в Торонто (Канада) изучал результаты «слуховой терапии» на более чем 400 детях и подростках. Все они показали хорошие результаты во время психологического и образовательного тестирования. В этом испытании 95% родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:

Повышение уровня коммуникабельности – 89% 

Увеличение концентрации внимания – 86% 

Уменьшение уровня расстройств – 80% 

Понимание чтения – 85% 

Качество речи – 74% 

Память – 73% 

Запись по буквам – 69% 

Зрелость – 84% 

На протяжении шести последующих месяцев 83% детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14% детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3% утратили приобретенные навыки.

В настоящее время имеется множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода Томатиса в работе с детьми, страдающими аутизмом, заиканием, общим недоразвитием речи, дефицитом внимания, дисграфией, алалией.

Моторные навыки

Вестибюль, являющийся частью внутреннего уха, отвечает за равновесие, координацию и положение тела. Перечисленные признаки помогут выявить наличие вестибулярных проблем:

  • плохая осанка; 
  • беспокойное поведение;
  • неуклюжие, нескоординированные движения;
  • слабое чувство ритма;
  • корявый почерк;
  • неорганизованность; 
  • путаница «левого» и «правого» пространства; 
  • слабое физическое развитие.

Уровень энергии

Ухо действует, как генератор, снабжая нас энергией, необходимой для полноценной жизни. Перечисленные явления могут указывать на проблемы со слушанием:

  • трудности с пробуждением;
  • усталость в конце дня;
  • привычка откладывать на «потом»;
  • гипердеятельность;
  • тенденция к депрессии;
  • чувство обременённости проблемами.

Поведенческая и социальная адаптация

Причинами нижеперечисленных проблем часто являются проблемы со слушанием:

  • неуверенность в себе;
  • застенчивость;
  • отсутствие друзей;
  • обособленность (тенденция избегать других);
  • раздражительность;
  • незрелость; 
  • отсутствие интереса к учебе/работе;

В нашем центе для Томатис- терапии используется самое современное и совершенное оборудование данного производителя- аппарат Tallks up.