Предлагаю вашему вниманию ряд советов и практических упражнений в помощь родителям неговорящих детей.
Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.
Неговорящие дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. Поэтому вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.
Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.
На развитие понимания отдельных слов можно воспользоваться следующими упражнениями:
-Развитие понимания названий предметов, действий, людей.
1). Выполнение простых команд, инструкций: «дай», «принеси», «садись», «встань», «покажи» и др. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.
2). Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Громко и четко называем его. Ребенок может любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее предлагаем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают чашку и тарелку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (чашка и стул). Также важно обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. На следующем этапе можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «найди» такую же, «положи». Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». По мере понимания будем расширять фразу: «Дай кубик» или «Дай зеленый кубик».
3). Узнавание названий, а затем имен людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Это мама», или «Где мама?» помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.
-Упражнения на развитие зрительного узнавания
Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов. Работу по развитию визуального восприятия и внимания ребенка начинаем с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):
1).Разложи предметы
• по цвету
• форме
• размеру
2).• выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга, сломать и снова построить.
• Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.
По мере развития понимания и умения выполнения, задания усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить сортировку по качеству предметов (деревянный, пластмассовый и т. д.), по категориям (овощи-фрукты, мебель-посуда и т. д.), усложнение построек, движения можно выполнять под музыку .На всех этапах комментируем действия короткими, но постоянно повторяющимися фразами. Обязательно поощряем ребенка понятным ему способом..
Формирование потребности в речи
Ребенок и его окружение привыкают к определенному поведению. Необходимо сформировать новый тип поведения. Создавать условия, в которых у ребенка чаще возникала бы потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучить возможным способом. Захочет игрушку, пусть просит: «Дай» и т.д.
Требования и условия взрослых должны быть одинаковыми на занятиях, в детском саду, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей .
Упражнение 1.
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение — игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2
. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Аня хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 3.
Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию — к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
• Как плачет зайка?
• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4.
Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом — звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку — пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 5.
Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?»:
взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)
Упражнение 6.
Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):
• На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
• На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у».
• На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 7.
Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
Покажи, где кошка (корова). Как мяукает кошка, ( мычит корова) ?
(Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку)? (Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Упражнение 8.
Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».
Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
• Спрячь поезд (молоток, часы)
• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
• Что тикает? Как?
• Что тикает? Как?
• Включать звукоподражания в стихотворные тексты:
Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
• Му-му-му!
Молока кому?
• Мяу-мяу! — кто пищит?
У меня живот болит.
• Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
***
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
***
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
***
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
***
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
***
Гоп-гоп! Конь живой И с хвостом и с гривой…
Он качает головой, Вот какой красивый! Гоп-гоп-гоп!
Савельева Светлана Владимировна логопед-дефектолог, специалист по биоакустической коррекции.