До того, как учить названия цветов, важно удостовериться, что ребёнок их различает. Некоторым это даётся с трудом вплоть до 3–4 лет, а то и дольше. Поэтому начать лучше всего с сортировок по цвету.
Используйте 2 контрастных цвета (чёрный и белый) или контрасный и основной, или 2 основных. К основным цветам относятся: красный, жёлтый, синий. Предметы при этом должны быть одинаковыми. То есть ребёнок должен разделять, например, разноцветные кружочки. Или, белую фасоль от красной.
Когда вы убедитесь, что ребёнок хорошо делает простые сортировки, можно приступать к более сложным сортировкам. Например, раскладывать по цветам разные предметы. Обычно детям очень нравятся подобные упражнения.
Например, возьмите 3 стаканчика: красный, синий, и жёлтый; и по 5 картонных кружочков каждого цвета. Покажите ребёнку, как вы кладёте жёлтый кружок в жёлтый стаканчик, красный — в красный, а синий — в синий. Предложите продолжить самому.
После того, как вы будете точно уверены, что ребёнок различает цвета, можете приступать изучению их названий.
Для этого можно использовать так называемый трёхступенчатый урок. Разложите перед ребёнком 3 одинаковых предмета разных цветов — цветные карточки или катушки ниток.
1 ступень. Вы показываете карточки ребёнку и говорите: «Вот синий, вот красный, вот жёлтый».
2 ступень. Вы спрашиваете ребёнка: «Где синий? Покажи синий. Где красный? Покажи красный.»
3 ступень. Вы показываете на предмет и спрашиваете: «Какой это цвет?»
Если ребёнок совершает ошибку, не стоит её исправлять, просто вернитесь к предыдущей ступени.
Савельева Светлана Владимировна логопед-дефектолог, специалист по биоакустической коррекции.