ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Подготовка к школе – важный процесс, в котором задействовано множество людей – это и сами родители, и воспитатели в детском саду, и психологи, и, если это необходимо, логопеды, чья главная задача – создать предпосылки для достижения успешных результатов развития способностей ребенка. Это процесс, который охватывает все сферы жизни ребенка.
Время, когда следует начинать подготовку к школе, строго не определено, но известно, что с четырех-пяти лет дети уже способны усваивать законы языка, различать гласные и согласные звуки, это – первые шаги к обучению чтению и письму.
Готовность к школе разделяют на психологическую и содержательную.
Под психологической готовностью обычно понимают мотивацию к обучению, которая тесно связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, а также с желанием занять определенное место в системе общественных отношений. Ребенок, готовый к обучению в школе, стремится учиться потому, что воспринимает процесс обучения как способ стать взрослее, и имеет большую познавательную потребность, которую уже не может удовлетворить дома. Психологическая готовность к школе предполагает, что у ребенка хорошо развиты такие познавательные процессы как память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение. Для развития этих способностей мы рекомендуем следующую литературу, игры и методические пособия, которые могут быть полезны как для воспитателей и методистов детского сада, так и для родителей дошкольников:
1. Денисова Д., Дорожин Ю., Развитие речи у дошкольников. Подготовительная группа — Дошкольнику важно научится строить предложения, последовательно излагать свои мысли. Собранные в этом пособии упражнения помогают детям научится составлять рассказы по картинкам, выстраивать логическую цепочку, определяя, что происходило раньше, что потом
2. Логические блоги Дьенеша — Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка решать задачи на разбиение по свойствам
3. Развивающая система игрушек и игр изобретателя В. А. Кайе — Набор формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации, помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников, способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.
Под содержательной готовностью к обучению мы понимаем развитие начальных навыков письма, чтения, счета. Установлено, что в 5-6 лет у детей уже хорошо развиты интеллектуальные, физические и психические возможности, что может позволить перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада – в это время дети успешно осваивают графомоторные навыки, основы математики и чтения. Главное требование при обучении этим умениям – постоянное сотрудничество ребенка с членами семьи и воспитателями. Для успешного освоения навыков письма и формирования красивого почерка, у ребенка должна быть развита мелкая моторика рук. Здесь могут помочь такие полезные мелочи как держатели-ластики, не дающие пальчикам скользить по карандашу и шнуровки. Полезно также будет делать пальчиковую гимнастику.
При подготовке к школе ребенка учат сравнивать, делать выводы и обобщения, сопоставлять. Родители должны помнить, что у ребенка сохраняется потребность в том, чтобы ему читали даже после того, как он научится читать сам. И эту потребность нужно удовлетворять. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать то, что ему читают, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения обязательно выяснить, что из прочитанного понял ребенок, какие выводы сделал – это научит его анализировать прочитанное, закрепит в словаре новые слова, а также поможет развить связную речь. Чем совершеннее будет речь ребенка, тем успешнее будет в дальнейшем его обучение в школе. При обучении навыкам чтения, важно развивать фонематический слух — умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Развитие фонематического слуха является базой для профилактики дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Для развития навыков чтения и письма, умения различать гласные и согласные звуки, образовывать и читать слоги, слова и простые предложения, а также для овладения начальными знаниями по математике, наши специалисты рекомендуют следующие книги:
1. Агафонов В., Агафонова О., Новая математика для дошкольников с элементами развития речи — В центре учебного сценария — числа первого десятка: их значение и состав, сложение и вычитание, а еще решение задач, оперирование с простейшими математическими понятиями и знакомство с геометрическими фигурами — все то, что может и должно стать основой для успешных занятий математикой в будущем
2. Колесникова Е. В., Математика для дошкольников 5-6- лет. Сценарии занятий по развитию математических представлений — Часть цикла «Математические ступеньки» предназначена для работы с детьми 5-6 лет (старшая группа). Она включает методическое пособие по проведению 32 учебно-игровых занятий и тетрадь «Я считаю до 10» для выполнения заданий ребенком
3. Костылева Н. Ю., Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников — Книга в интересной и доступной форме с использованием большого изобразительного материала знакомит дошкольников со звуками и буквами русского языка, учит анализировать звучащее слово, помогает сформировать первоначальные навыки чтения и письма. Рекомендуется для индивидуальных и групповых занятий с детьми в детском саду и дома.
Сложно переоценить роль игр в подготовке к школе. Игра является основной деятельностью дошкольника, и ей в системе подготовки должно быть уделено большое внимание. Игры оказывают общее развивающее влияние на личность ребенка, и, кроме того, они дают возможность ему проиграть ситуации и действия, которые в значительной степени приближенны к будущей учебной деятельности.
Воспитывая и обучая ребѐнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Подготовка к школе, в том числе совместные занятия должны доставлять ребѐнку удовольствие и радость. Для подготовки к школе, вы можете записаться на занятия к нашим специалистам: Борисовой Рамиле Наилевне, Савельевой Светлане Владимировне, Сабирзяновой Ирине Геннадьевне, Буреевой Ляйля Мансуровне.