Профилактика задержек до речевого развития у детей в период от рождения до 6 месяцев.

Подарок за отзыв
04.02.2020
День посуды.
28.04.2020

Профилактика задержек до речевого  развития у детей в период от рождения до 6 месяцев.

 

Понимание закономерностей раннего возраста имеет особое значение для дефектологии, ибо именно в это время начинает нередко формироваться аномальный тип развития. В комплексных исследованиях развития ребенка важное место должно занять изучение раннего детского возраста — периода наиболее интенсивного развития различных физиологических систем. Этот период больше исследован в психолого-педагогическом аспекте, тогда как физиологических исследований ребенка от года до трех лет сравнительно мало. Если иметь в виду положения Л.С.Выготского о том, что дефектология нуждается в таких исследованиях детского развития, которые связаны со вскрытием внутренних закономерностей, внутренней логики, внутренних связей и зависимостей, определяющих его строение и течение, то нужно признать, что и психолого-педагогическое изучение раннего детского возраста еще далеко не закончено.

 

Сегодня, как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах наблюдается тенденция к раннему коррекционному вмешательству. Это обусловлено тем, что возросло число детей с задержкой психомоторного и речевого развития. К сожалению, проблема ранней диагностики и коррекции речевого и психического развития представлена недостаточно.

Несмотря на большое количество литературы и призывы к созданию систем раннего вмешательства, консультативная  и коррекционная работа логопедами начинается  в лучшем случае после 2-3х лет, когда родители начинают замечать отставание в развитии своего ребёнка.

Чаще всего, это происходит по причине отсутствия систематизированной работы по раннему вмешательству. В частности, в городе Новосибирске этим занимаются отдельные поликлинические логопеды и эта работа часто бывает несогласованной и не находит должного отклика  и поддержки у других узких специалистов, таких как неврологи, педиатры, врачи ЛФК.

В результате этого остаётся неохваченным важный период от 0 до 6 месяцев, в котором идёт становление зрительно-моторных координаций, «комплекса оживления», речевых и двигательных реакций, формирование которых служит базой для дальнейшего правильного хода развития ребёнка. Родители, в большинстве случаев, ограничиваются физическим и бытовым уходом за ребёнком.

Хотелось  более подробно раскрыть особенности направлений коррекционной педагогической работы от 0 до 6-и месяцев.

В данной работе  хочется  обобщить имеющуюся информацию по данному периоду и представить  рекомендации, которые могут быть применены поликлиническими логопедами, а так же логопедами,  работающими в стационарах и центрах раннего развития.

Многие родители часто идут на поводу рекламной информации и ярких журналов, покупают игрушки, спальные принадлежности и предметы для бытового использования порой не только бесполезные, но и вредные для ребёнка.

Никакое обучение невозможно, если у ребенка отсутствует соответствующая потребность. Потребность в эмоциональной коммуникации и эмоциональном познании окружающего не является врожденной — она воспитывается в раннем детском возрасте.

В данной статье хочется остановиться именно не периоде от 0 до 6 месяцев, так как именно на нём  со стороны педагогов и родителей допускается наибольшее количество ошибок.

Критерии Ошибки Рекомендации
0-1 месяц Общая моторика

Производит беспорядочные симметричные движения конечностями (сгибание ножек, ручек, защитный рефлекс)

Лёжа на животе, поднимает голову и пытается удерживать её.

Лёжа на спине, пытается приподнимать голову.

Поворачивает голову в сторону источника света.

 

Частое тугое пеленание

 

За исключением детей с гипертонусом, ребёнок должен свободно двигаться и ощущать своё тело, но не должно быть полного отказа от пеленания (1-2 часа в сутки на время сна).

  Ручная моторика

Ручка закрыта (до 10 дней). К месяцу рефлекторные действия сжатия и разжатия: цепко схватывает игрушку, предметы, пытается  схватить одной рукой другую руку, тянет в рот и к глазам.

 

Распашонки с зашитыми рукавами.

 

Ребёнок должен царапать себя, ощупывать, тянуть ручки в рот и хвататься за окружающие предметы, так как это период начала формирования захвата и знакомства со своим телом.

Необходим массаж ручек и вкладывание в руку предметов разных по тактильным ощущениям сферообразной формы (различные резиновые мячики, грецкий орех и т.д.).

  Зрительное восприятие

Фиксирует взор на ярких предметах, прослеживает за движущейся игрушкой перед лицом на 45*.

 

Использование балдахинов, противоударников, мобилей

 

Балдахины и занавески на кроватке должны использоваться только в момент сна, так как идёт ограничение полей зрительного восприятия и нарушается процесс формирования бинокулярного зрения.

Вместо мобилей над головой   и лент с предметами не соответствующих возрастному восприятию (много абстрактных предметов не соответствующих форм и цветов, что может способствовать развитию косоглазия и мешать развитию целостного восприятия предмета рекомендуется использовать одиночные мячи разные по цвету, форме и тактильным ощущениям на леске, не более чем на 20-30 минут, 4-5 раз в день, или одиночные подвесные игрушки.

Для того, что бы у ребёнка сформировался оборонительный рефлекс и защитная реакция ребёнку необходимо ощущать пределы кровати, хвататься за перекладины¸ отталкиваться от них.

  Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Использование мобилей до 6-и месяцев, так как звук рассеянный и не согласуется со зрительным восприятием объекта и большого количества звуковых раздражителей (телевизор и  радио при одновременной работе). Использование мелодично звучащих игрушек.
Мимическая моторика

Производит адекватные мимические движения  в ответ на болевые ощущения, приятные и не приятные вкусовые раздражители.

Выполняет сосательные движения при попадании, какого либо предмет в рот или в ответ на положение для кормления.

 

Упрощение процесса кормления.

Использование  пустышек, поильников при кормлении. Длительное кормление грудью.

 

Рекомендуется стимулировать сосательный рефлекс, получить консультацию педиатра по правильному  использованию профилактического массажа оральной зоны. До 2-х месяцев нельзя знакомить ребёнка с пустышкой. До 9-и месяцев от соски надо отказаться. Кормление грудью имеет свой смысл до 10 месяцев.

Речь

С 12-14 дня проявляются непроизвольные эмоции, сопровождаемые звуками.

С 25-40 день появляется «разговорный кашель»

Начинается период гукания. Произносит гласные средние между (А-Э).

 

Игнорирование речевых реакций ребёнка.

 

Необходимо поддерживать любые речевые проявления ребёнка на уровне примитивного диалога звукоподражания.

  Социальное общение

На 3-й день появляется бессознательная улыбка. С 4-го по 10-й день появляется осмысленность во взгляде и сознательная улыбка.

На 9-10-й день появляется сознательная радость, адресованная маме.

С 14-го дня осознанное общение с мамой.

 

Ограничение в эмоциональном и речевом общении с ребёнком. Элементы госпитализма.  Игнорирование плача. (Плач и беспокойство связаны, с какими то серьёзными причинами, которые нужно как можно быстрее устранить)

 

У мамы на момент общения с ребёнком должны быть ярко выражены глаза и губы, так как формируется первый образ матери и мимическая организация, которая должна быть согласована с тактильными ощущениями. Рекомендовано в момент общения говорить,  одновременно поглаживая и похлопывая ребёнка, меняя голосовую интонацию (ситуативные диалоги, фольклорные песенки, потешки, пестушки и т.д).  Занятия с малышом должны быть ориентированы на эмоциональное развитие. Так как плач является единственным средством общения первые три месяца, реакция матери должна быть молниеносной, чем быстрее мать приходит на помощь, тем меньше страдает нервная система ребёнка.

2 месяца Общая моторика

Производит движения прямыми руками.

Лёжа на животе, поднимает голову на 45* длительно удерживая.

Лёжа на спине, приподнимает и удерживает голову.

 

Ограничение контактов с близко расположенными предметами.

 

Выполнение гимнастического комплекса и  плавание для стимуляции двигательных функций (только по рекомендации врача ЛФК и невролога).

 

Ручная моторика

Крепко держит в руке игрушку в течение 2-3х секунд.

Захватывает одной рукой другую, двигает по ней пальцами.

Ритмично сжимает и  разжимает пальцы рук в момент сосания (в покое пальцы сжаты в кулачок)

 

Неверный выбор игрушек для формирования правильного захвата.

 

Ручки у погремушек должны быть прямыми, а не изогнутые, так как ребёнок должен обхватывать её кулачком, чтобы 4 пальца сжимались одновременно.

Так же продолжать использовать игрушки разные по тактильным ощущениям (резиновые мячики различных размеров), массаж кистей рук и пальцев, для стимуляции более крепкого захвата. Необходимо подвешивать одну игрушку перед ребёнком с целью направления к ней руки.

Зрительное восприятие

Поворачивает голову и следит за игрушкой, по средней линии медленно двигающейся или качающейся  из стороны в сторону на расстоянии 30-40 см.

 

Использование мобилей, абстрактных игрушек «зайцеподобный волк красного цвета» и т.д., большого сочетания цветов в одной игрушке и большое количество игрушек одновременно.

 

Подбирать игрушки основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый). Избегать оттеночных цветов. Использовать конкретный образ и форму предмета. Благоприятным считается сочетания чёрно-белого цвета (зебра, ёлочка, диагональ, горошек). Ношение ребёнка на руках «столбиком».

Слуховое восприятие

Поворачивает голову в сторону взрослого, при сигнале колокольчиком или игрушкой замирает.

 

Ограниченность и бедность голосовых модуляций взрослого.

 

Эмоциональное общение взрослого с подкреплением тактильными ощущениями и мимикой.

При общении учитывать, что ребёнок лучше реагирует на тихий голос, чем на громкий.

Мимическая моторика

Производит разнообразные мимические движения, морщится и кричит при негативных ощущениях.

 

Отсутствие реакции матери на потребность ребёнка в общении.

 

Стараться всегда быть готовой ласково общаться с ребёнком, несмотря на плач, крик или выражение недовольства.

Пытаться переводить отрицательные эмоции в положительные, поглаживая, покачивая и разговаривая с ребёнком.

Речь

Гортанные звуки. Смешение гласных, голосовые модуляции со слиянием (АУ-УА). Появляется беззвучный смех. «Ругается». Появляется подражание крикам других детей, людей.

 

Недостаток эмоционального общения с матерью. Недостаточная эмоциональность матери.

 

Пытаться поддерживать примитивный звукоподражательный диалог. Стимулировать ребёнка к сопряжено-отражённой речи

Социальное общение

Улыбается в ответ на улыбку, разговор, кивание головы взрослого.

 

Недостаточная эмоциональность матери.

 

Психоэмоциональный контакт с матерью, ребёнок много находится на руках у матери.

3 месяца Общая моторика

Симметричное положение тела и головы.

Размахивает руками без зрительного контроля, тянет ручки и ножки в рот.

Опора на оба предплечья.

Переворачивается лёжа со спины на бок.

Лёжа на животе, поднимает голову на 30* и длительно удерживает ее, глядя перед собой.

 

Пеленание.

 

ЛФК.

Гимнастика.

Плавание.

Дыхательные упражнения.

По согласованию с врачом.

Ручная моторика

Ручки полуоткрыты. Отведён большой палец. Соединяет руки по средней линии. Свободно сжимает и разжимает кулачки. Направляет руку к игрушке, энергично захватывает и удерживает вложенную в руку игрушку до 10 секунд. Тянет игрушку в рот.

 

Ограничение в стимуляции самостоятельного захвата.

Лишение возможности ребёнка тянуть игрушку в рот.

 

Стимулировать ребёнка к самостоятельному захвату игрушки в положении перед собой. Расширять круг тактильных ощущений для орального обследования. Массаж кистей рук различными способами с тактильными раздражителями (щёточки, ёршики, фланель). Пальчиковые игры. Упражнения на стимуляцию отведения большого пальца. (Вкладывание сферообразных предметов).

Зрительное восприятие

Прослеживает глазами за предметом на 180*, по средней линии и по вертикали. Останавливает взгляд на более ярких предметах. Начинает реагировать на более знакомые ему объекты. Быстро фиксирует взгляд на лице и на любом объекте находящимся в поле зрения.

 

 

Фиксированное положение ребёнка в кровати.

Однотипность окружающей обстановки.

Ограниченность контактов.

Неадекватные зрительные раздражители (TV).  Недостаток зрительной стимуляции и отсутствие эмоционального сопровождения при работе с предметами.

 

Менять местоположения ребёнка в кроватке, справа налево и менять предметы, находящиеся перед ребёнком (игрушки, яркие картинки  и т.д.).

Для быстроты фиксации взгляда использовать разнообразные предметы, в том числе и бытовые, обращая внимание на это не только в горизонтальном, но вертикальном положении.  Обязательно сопровождать игры с предметами различными комментариями и эмоциональными подкреплениями.

Слуховое восприятие

Хорошо выделяет маму по голосу и реагирует на мелодию. Чётко поворачивает голову к источнику звука. Эмоционально реагирует на голосовую интонацию матери.

 

Ограниченность занятий со звуковыми Раздражителями. Большое количество звуковых раздражителей одновременно. Эмоциональная и интонационная бедность в окружении ребёнка.

 

 

Стимулировать ребёнка поворачивая голову к источнику звука и следить, что бы ребёнок зафиксировал на нём  взгляд, для этого мать подкладывает руку под голову ребёнка и поворачивает её. Использование бубенчиков и колокольчиков, которые фиксируются на непродолжительное время на рукавчике ребёнка, частое применение разнообразных по частоте и диапазону звуковых игрушек. На момент занятия с ребёнком исключить внешние раздражители (TV, радио и т.д.). Танцевать и двигаться под музыку вместе с ребёнком, петь. С целью правильного формирования мелодико-ритмической стороны речи.

 

Мимическая моторика

Смеётся в голос, визжит в «комплексе оживления». Живо имитирует мимику взрослого. Выполняет сосательные движения на вид матери или бутылочки. Губное внимание.

 

Эмоциональная бедность. Частое использование пустышки.

 

Для нормализации состояния и правильного функционирования органов артикуляции используется массаж губ и языка, пассивная гимнастика (по рекомендации логопеда). Живое эмоциональное общение матери с использованием выразительной мимики. Разговаривать надо с ребёнком лицо в лицо. В момент общения поглаживать ребёнка вызывая ответную реакцию (звуки, улыбка). В момент общения убирать изо рта ребёнка соску.

Речь

Ищет говорящее лицо. Активно гулит. Пропевает цепочки гласных, появляются первые гортанные слоги.  Воспроизводит интонации в гулении и активно вступает в сопряжено-отражённый диалог.

 

Ограниченность речевого общения и неумение или не желание поддерживать диалог с ребёнком. Сюсюканье (искажение речи взрослого).  Голос должен быть адекватым без хрипоты и фальцета, так как формируется слуховое восприятие. Чётко проговаривать все звуки.

 

 

Стимулировать и поддерживать диалог с ребёнком. Эмоционально и выразительно общаться с ним на уровне звукоподражания. Использовать песенки, потешки и пестушки. Употреблять грамматически правильную интонированную речь. При показе предметов, игрушек, правильно называть их и привлекать различные ощущения (ощупывать, облизывать) с эмоциональным подкреплением. Начинать формировать связи между предметом и словом. Речевое общение подкреплять двигательными упражнениями (потягушки).

  Социальное общение

Улыбается спонтанно. Выделяет членов семьи. Проявляет негативную избирательную реакцию к отдельно приходящим людям. Появление удивления как эмоции. Громкий смех во время игры. Появляется чувство обиды и стеснения. Заигрывает со взрослыми, строит глазки.

 

Частые переезды с ребёнком, резкая смена обстановки, большое количество незнакомых людей.

 

Различные игры на выделение мамы и папы.  Игры с неожиданным появлением предмета. При возможности использовать эмоциональные контакты между сверстниками.

4 месяца Общая моторика

Переворачивается со спины на живот и наоборот 4-5 раз. Устойчиво держит голову, поворачивает её сидя с поддержкой. Сидит при поддержке за обе руки, без поддержки несколько мгновений.  На момент кормления поддерживает грудь матери или бутылочку.

 

Ограничение пространства ребёнка.  Отсутствие стимуляции двигательной активности.

Обкладывание  ребёнка подушками при попытках сидеть.

 

Игры – прятки для стимуляции активного поиска. В момент лежания на животе выкладывать на расстоянии вытянутой руки игрушки, чтобы ребёнок тянулся к ним  давать возможность ребёнку принять вертикальное положение самостоятельно или с поддержкой руки, но не с помощью подушек, что способствует правильному формированию  вестибулярного аппарата.  Период присаживания обязательно должен быть согласован с неврологом и педиатром.

Ручная моторика

Ладони открыты в положении лёжа и вертикально. Часто складывает ладони вместе, переплетает пальцы, играет с ними. Захватывает подвешанную  игрушку, направляет руку к ней, захватывает её, удерживает в руке, рассматривает, тянет в рот, появляется щипковый захват (цепляется за одежду, волосы матери, царапается).

 

Недостаток игр на стимуляцию активного захвата.

 

Использовать различные по тактильным ощущениям игрушки и предметы (шнуры, тряпочки, бумажки, шуршащая бумага), для захвата из разных положений.

Зрительное восприятие

Следит за игрушкой и движущимся предметом с поворотом головы продолжительное  время.  Рассматривает предметы, вложенные в руку. Выделяет от 1 до 3х объектов, на которые часто обращают внимание. Есть «любимые» игрушки.

Недостаток игр по стимуляции зрительного восприятия. Как можно больше перемещаться вместе с ребёнком по комнате, показывать предметы, трогать их, называть и выделять для узнавания по слову отдельные фиксированные предметы постепенно увеличивая их количество (часы, цветок, лампа и т.д.). В первую очередь выделяют объекты, дающие звукоподражания (часики тик-так).
Мимическая моторика

Широко улыбается. Открывает рот, когда подносят ложечку с пищей. Сохраняется губное внимание.

 

Упрощение  процесса кормления.

 

Стимулировать жевательные и глотательные функции. Мимические игры перед зеркалом. Докорм следует давать только из чашечки, ложечки или пипетки.

Речь

Дифференцирует ласковые и строгие интонации.  Реагирует на отдельные эмоциональные игры («ку-ку», «идёт коза»). Активное певучее гуление, лепет, губно-губные и губно-зубные звуки.

 

Ограничение речевого общения. Искажённая речь взрослых.

 

Разнообразные речевые игры. Формирование связи слово – предмет.

Социальное общение

Активно поддерживает игру. Играет руками. Обследует и бросает предметы. Начинает грызть, рвать и мять предметы. Уходит внезапный плач.

 

Ограничение изучающих контактов с предметами.

5 месяцев Общая моторика

Переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Стоит при поддержке подмышки. Пытается самостоятельно садиться с лежачего положения. Опора на предплечья, ручки, плавательные движения. Садится, не запрокидывая голову, если потянуть  за руки.

 

Препятствия самостоятельным движениям. Гиперопека.

Использования манежа.

 

Стимулировать движения подъёма яркими предметами. Плавание.

По рекомендации невролога, педиатра.

Ручная моторика

Активно тянется к игрушкам и самостоятельно захватывает с разных положений. При захвате игрушки противопоставляет большой палец другим. Царапает крышку стола и кровати, если игрушка недоступна. Активный щипковый захват. Игра с небольшими по объёму предметами.

 

Ограничение контакта с предметами.

 

Стимулировать ребёнка к захвату игрушки с поворотом головы. Целенаправленно удалять предмет, что бы ребёнок тянулся за ним. Прятать предметы на глазах у ребёнка.

Зрительное восприятие

Активно и длительно следит за игрушкой в разных направлениях. Обращает внимание на мелкие предметы и детали. Смеётся на себя, если подносят к зеркалу. Начинает воспринимать изображения предметов  на плоскости. Следит взглядом за падающей игрушкой.

 

Ограничение контакта с зеркалом. Недостаток объектов для восприятия. Отсутствие в игре вопроса «Где?» и формирования связи предмет-слово.

 

Активное передвижение в пространстве. Игры в прятки с предметами, их неожиданное появление. Использование игр с вопросом «Где?». Соотнесение предмета действия и слова.

Слуховое восприятие

Начинает искать невидимый источник звука.

Отсутствие эталонов. Игры по типу «Где звенит?».
Речь

Активный лепет, повторение слогов с голосовыми модуляциями. Узнаёт игрушки по слову. Реагирует на вопрос «Где?».

 

Пассивное общение с ребёнком, без привлечения эмоционального фона и предметов.

 

Формирование пассивного начального словаря ребёнка через связь слово-предмет и действие. Использовать предметы, дающие звукоподражание (корова – Му-Му, котик – мяу-мяу и т.д.).

Социальное общение, игра

Самостоятельно играет с игрушками 15-30 минут. Озвучивает свои игровые действия. Реагирует на имя. Может проявлять раздражительное поведение. Любит баловаться и хохотать.

 

 

 

 

 

Чрезмерное количество игрушек, которое ведёт к рассеиванию внимания. Ограничение игрового пространства (манеж).

 

Игры в прятки. Расширение объёма игр с предметами, игр перед зеркалом. Активное участие папы. Использовать игры с многократным повторением.

6 месяцев Общая моторика

Стоит, переступает при поддержке за обе руки. Делает попытки ползания, на животе подтягиваясь с помощью рук. Поднимает туловище на локтях, кратковременно удерживает свой вес. Наблюдаются реакции равновесия на боку.

 

Попытки родителей миновать этап ползания переходя к хождению.

 

Массаж.

ЛФК.

Невролог.

Плавание как стимулятор ползания.

Ручная моторика

Целенаправленное стремление к предмету в пределах возможного. Берёт маленькую игрушку зажимая в кулак. Берёт игрушку двумя руками, перекладывая из одной руки в другую.

 

Ограничение родителями самостоятельных действий ребёнка путём подкладывания необходимого материала под руку.

 

Стимуляция захвата из разных положений. Одновременное удержание в каждой руке по игрушке. Активные манипуляции с игрушками. Игры с бросанием. Стягивание с кольцеброса. Вынимание предмета из ёмкости (бочки, вкладыши).

Зрительное восприятие

Наблюдает за различной траекторией движения предмета.

 

Однообразие игровых действий со стороны мамы.

 

Наблюдение за различно движущимися предметами. Восприятие плоскостных изображений (лицо взрослого, животные).

Слуховое восприятие

Начинает прислушиваться к собственной речи (визжит, кричит, гулит и лепечет).

 

Прерывание голосовой активности ребёнком матерью.

 

Использовать ритмизованные различные стишки, прибаутки. Привлекать внимание ребёнка к собственному голосу.

Мимическая моторика

Губные игры (бормочет, пускает пузыри). Может цокать языком и непроизвольно дуть в свистульку.

 

Недостаток подражательных мимических действий.

Использование поильников и бутылочек.

 

Мимические игры перед зеркалом. По возможности исключить соску. Есть с ложки полугустую пищу. Пить из кружки.

Речь

Активный лепет, варьируемый по громкости и интонации, слоговые цепочки. Начинает прибегать к повторной речи.

 

Недостаток общения

 

Активные диалоги с привлечением губных игр. Дальнейшее расширение пассивного словаря у ребёнка.

Социальное общение, игра

Смеётся и показывает на себя, если поднести к зеркалу. Подолгу размахивает игрушкой. Сопротивляется при попытке забрать её.  Рассматривает, грызёт, щупает, бросает, вынимает. Избирательная улыбка. Способен самостоятельно заниматься до 40 минут.

 

Замена игры манипулятивными действиями.

 

 

Разнообразие действий с предметами (вынимать, рвать, грызть, царапать, доставать, ощупывать, мять, облизывать, бросать).

 

Особым образом мы бы хотели выделить ещё следующие моменты, которое должны насторожить родителей и специалистов.

Настораживающие симптомы Предполагаемое заболевание  
1 Стереотипность движений Сочетание нескольких этих симптомов должно насторожить родителей, потому что сочетание этих признаков может служить проявлением таких нарушений как: признаки раннего детского аутизм, ДЦП, снижение интеллектуальной деятельности (олигофрения), нарушения слуха, алалия, нарушения зрения. Невролог, психоневролог, сурдолог, отоларинголог,  тифлопедагог, логопед.
2 Пассивность движений
3 Снижение потребности в общении
4 Дети не просятся на руки
5 Приближение и прикосновения вызывают оборонительную реакцию
6 Повышенная чувствительность к яркому свету, звукам и быстрым движениям
7 Яктации (навязчивые движения сосания, раскачивания)
8 Выраженные моторные нарушения (вялость, позднее моторное развитие).
9 Проблемы с сосанием, частые срыгивания и попёрхивания, подтекания.
10 Нарушение качества крика. Отсутствие гуления и лепета на ранних этапах либо появление их с большим отставанием.
11 Нарушение тонуса мышц.
12 Нарушение равновесия.
13 Нарушение координации движений при захвате предмета
14 Отсутствие улыбки, реакции на общение, игрового контакта.
15 Слабая  реакция на контакт со взрослым
16 Звуковые реакции маломодулированы
17 Слабая реакция или её отсутствие на звук
18 Отсутствие реакции на имя к 6-и месяцам
19 Не выделяет предмет и нет целенаправленного захвата
20 Не отслеживает взглядом за предметом
21 Неадекватность мимических реакций или их отсутствие
22 Чрезмерная потребность в сосании соски, пальца, волос матери.

 

Таким образом, раннее коррекционное вмешательство (на первых месяцах жизни) может изменить весь ход психического развития ребёнка.

Своевременные консультации и динамические наблюдение за ходом становления речевой деятельности и психического развития ребёнка в условиях совместной деятельности специалистов будут благоприятными для ребёнка.

Хотелось бы отметить, что ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. Не следуйте слепо указаниям, думайте, наблюдайте за ребёнком.